ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКУЛШУТИНГА И БУЛЛИНГА ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ДЕТЬМИ «СКУЛШУТИНГА»
Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить: отсутствие внимания родителей к ребенку; ссоры с членами семьи; трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны других членов коллектива или его части; смерть родственников и друзей;доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме; интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга». К внутренним факторам следует отнести: депрессивное состояние ребенка; внушаемость и ведомость ребенка; психические отклонения у ребенка.
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
- Дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.
- Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем.
- Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем.
- Сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него.
- Нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие.
- Под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство
реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни.
- Ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в
сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии
«скулшутинга».
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими
переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками; учите ребенка
общению с людьми вне Интернета; помогите родителям организовать досуг ребенка во внеучебное время (посещение
кружков и секций); установите и оцените его круг общения; обратитесь за помощью к специалисту в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА:
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Также необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном
свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для
коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, и т.д. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.
Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться
невостребованными или отвергнутыми одноклассникам. В проблемных
классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно
обсуждаться с детьми. Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве.
Обратить их внимание на чувства жертвы. Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по
наследству» от коллеги, но ему понадобится помощь психолога и родителей. На что родителям следует обратить внимание
· Внутрисемейные отношения
Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в
семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему
общения в общество. Стоит заметить, что в России нападения чаще
совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку
достать проще, чем пистолет.
· Проявление подростком агрессии
Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной
агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается
спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его
жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.
· Специфика отношений со сверстниками
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает
первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у
подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем.
Задача родителей – помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
· Психологические травмы
Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация
психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой
отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности. Травля может быть прямой – когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование,
манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»).
· Психическое здоровье
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения
окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.
Самое важное – контакт со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно
было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство
отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!
ЮИД
Что это? Отряд ЮИД в школе – это объединение, в которое входят школьники. Они занимаются профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют безопасное дорожное движение и помогают сотрудникам ГАИ в организации просветительской работы.
Для чего? Создание и руководство отрядом ЮИД в школе являются важными направлениями воспитательной работы. Руководитель не только ведет документацию, но и направляет деятельность отряда, обучает детей и вместе с ними принимает участие в различных Всероссийских конкурсах.
Вот уже более 40 лет в нашей стране ведут активную деятельность отряды Юных инспекторов движения (ЮИД). В начале своего существования в отряды вступали ученики школ, Домов пионеров и других образовательных организаций. Главное предназначение отрядов ЮИД заключается в воспитании высококультурного человека, соблюдающего закон и этические нормы, уважающего старшее поколение и любую другую, пусть и отличающуюся от него личность.
В наше время отряд ЮИД представляет собой группы учащихся, объединённые с целью создания условий для развития у них гражданской сознательности, навыков правомерного поведения на дорогах и улицах населенного пункта, согласованности в общей деятельности и интереса к профессиям.
Содержание деятельности юных инспекторов движения регулируется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который гласит: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст. 29).
Задачи ЮИД
Отряды ЮИД ставят перед собой следующие задачи:
- Создать условия для изучения основ безопасности дорожного движения, к которым относятся: знакомство с правилами, осваивание практических навыков соблюдения техники безопасного поведения на улице и дорогах, реализация массово-разъяснительной деятельности по популяризации ПДД в школах, дошкольных общеобразовательных учреждениях, и в других детских организациях с применением информационных средств разного формата, обучение навыкам пропагандирования важности соблюдения правил безопасности на дороге среди дошкольников и детей начальной и средней школы.
- Мотивировать к выработке законопослушного поведения и активной жизненной установке в соблюдении правил уличной безопасности.
- Способствовать предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма.
- Организовывать просветительскую работу с маленькими велосипедистами.
- Обучать навыкам оказания первичной помощи, потерпевшим при ДТП.
- Проводить конкурсы, соревнования и просветительские мероприятия по тематике дорожной безопасности.